Алеся Шевчук


Часть 1. Исследование влияния облика человека на выбор модели одежды
Цель исследований - раскрыть влияние тех или иных биосоциальных признаков человека на выбор композиционно - конструктивных признаков одежды.

К исследованиям была привлечена группа из 13 экспертов - специалистов в области дизайна, моделирования и конструирования одежды со стажем работы в швейной отрасли от 5 до 35 лет. В комментариях к статье я разместила список экспертов, участвующих в исследовании.

В качестве объекта исследования принята модель одежды. Модель представлена следующими признаками: стилевое решение, цвет, рисунок и фактура материала, форма и её размеры по ширине и длине, покрой рукава, рельеф поверхности и разработка её конструктивно - декоративными вертикальными и горизонтальными членениями, декоративными элементами, застёжками и решением в области горловины. Всего исследовано 14 признаков модели, которые выделены специалистами как главные, при решении задачи формирования имиджа потребителя.

Предварительные исследования показали, что на выбор модели одежды оказывают влияние биосоциальные признаки человека. Имидж потребителя или его природный облик охарактеризовали: метрическим индексом (соотношение размерного признака ОгIII к росту Р), продольными пропорциями частей тела и его формой в фас и в профиль со стороны переда и спины, кроме того принимались во внимание форма и пропорции головы, лица, шеи, рук и ног, а также цветовой тон образа и темперамент обладательницы.

Исследована взаимосвязь между свойствами одежды и социальными признаками женщины, а именно: возраст, семейное и социальное положение, образование и материальное обеспечение. Всего исследовано 16 биосоциальных признаков личности.

Порядок анкетирования. Для проведения опроса экспертов была разработана анкета. Она представляет собой закрытый опросный лист состоящий из разделов: введение, с указанием цели исследования; основной вопрос, в котором от эксперта требовалось установить степень влияния облика человека на признаки модели, при этом признаку облика человека, оказывающему минимальное влияние на выбор модели одежды, эксперт присваивал ранг 0, оказывающему максимальное влиянию - ранг 10; сведения об эксперте.

Чтобы исключить двоякое понимание экспертом вопроса и для визуализации биологических признаков человека, к анкете - интервью разработаны приложения. Они содержат чертежи фигур различных типов телосложения в масштабе 1:7.

Отдельно скажу о сокращениях. Для удобства отображения информации на графиках и в таблицах длина имени исследуемых признаков была сокращена до восьми символов, что позволило при различии в аббревиатуре сохранить максимальное количество информации. Расшифровку сокращённого названия признака смотрите в таблице в комментариях.

Мнения независимых экспертов, участвующих в опросе, имели высокую согласованность. Это подтверждено коэффициентом конкордации Кендалла, который вычислен для каждой из 14 таблиц взаимосвязи признака модели с признаками облика заказчика и колеблется от 0,77 до 0,92.

Ранговый дисперсионный анализ Фридмана заключений экспертов о влиянии биосоциальных признаков на свойства одежды позволил выделить доминирующие признаки (метрический индекс и форма тела в фас) и оказывающие меньшее влияние (продольные пропорции частей тела, форма тела в профиль со стороны переда, возраст, темперамент) при выборе модели одежды для потребителя. Таблица с результатами рангового дисперсионного анализа Фридмана приведена в комментариях. Визуализация этого этапа исследования иллюстрирует пост на «Графике влияния биосоциальных признаков человека на выбор модели одежды».

Для устранения признаков одинаково влияющих на композиционно-конструктивное решение модели вычислен ранговый коэффициент корреляции Спирмена (R) для пар рядов рангов. Высокой степенью зависимости обладают пары признаков: полные худые ноги – форма ног (R = 0,85), социальное положение – уровень образования (R= 0,89). Коэффициент корреляция этих признаков свидетельствует о подобии их влиянии на признаки модели и в дальнейшем их можно объединить.

В ходе исследования доказано влияние биосоциальных признаков потребителя на выбор конструктивно — композиционных признаков модели. Об исследовании взаимосвязи биосоциальных признаков потребителя читайте в следующей статье.
Рис. 1 Список и характеристика экспертов, участвующих в исследовании.
Рис. 2 Список сокращений имён признаков, в таблицах и графиках исследования.
Рис. 3 Результаты рангового дисперсионного анализа Фридмана заключений экспертов о влиянии биосоциальных признаков человека на свойства одежды.
Часть 2. Исследование взаимосвязи биосоциальных признаков человека
Распределение биосоциальных признаков на классы по принципу единства влияния на выбор модели было проведено иерархическим методом кластерного анализа в программе STATISTIKA. В качестве меры дальности использовано расстояние равное величине обратной коэффициенту корреляции Спирмена, то есть 1-R.

В результате кластерного анализа биосоциальных признаков человека были установлены две группы. К первой группе (кластер 1) отнесены социальные признаки, цветовой тон и темперамент. Во вторую группу (кластер 2) вошли признаки, описывающие размер и форму тела. Визуализация взаимосвязи биосоциальных признаков представлена на рисунке «Кластеризация биосоциальных признаков человека» в комментариях к статье.

Различие характера влияния кластеров на признаки модели прослеживаются на графике средних значений. Смотрите в комментариях рисунок «Средние значения показателей влияния в группах биосоциальных признаков» где синим цветом указаны ранги влияния кластера 1, а красным цветом график влияния кластера 2 на выбор конструктивно композиционного решения модели.

Кроме того, установлено, что сами признаки модели не в равной степени зависят от биосоциальных признаков человека. Поэтому необходим анализ конструктивно - композиционных признаков модели. О этом читайте в следующей статье.
Рис. 2 Средние показатели значения влияния в группах биосоциальных признаков человека.
Часть 3. Исследование взаимосвязи композиционно - конструктивных признаков модели одежды
Кластерный анализ позволил выделить две группы конструктивно - композиционных признаков модели. Смотрите рисунок «Кластеризация композиционно - конструктивных признаков модели» иллюстрирующий пост.

К первой группе (кластер 3) отнесены конструктивно - декоративные признаки модели: силуэт, длинна, объем, членения вертикальные и горизонтальные, покрой рукава, решение в области горловины, наличие или отсутствие декоративных элементов, драпировок.

Во вторую группу (кластер 4) вошли признаки, описывающие эстетическую концепцию модели - стилевое решение и характеристики материала: цвет, рисунок, фактура.

Различный характер взаимосвязи групп композиционно - конструктивных признаков модели с биосоциальными человека можно отметить, анализируя график средних значений. Рисунок «Средние значения показателей взаимосвязи в группах признаков модели» размещён в комментариях к посту. На нем красным цветом обозначен график Кластера 3, синим цветом - график Кластера 4.
Рис. 2 Средние показатели значения влияния в группах признаков модели.
Часть 4. Исследование взаимосвязи биосоциальных признаков человека с композиционно - конструктивными признаками модели одежды
Для исследования структуры взаимосвязи групп (кластеров) биосоциальных признаков человека с композиционно - конструктивными признаками модели одежды построена дискретная карта линий уровня взаимосвязи. Рисунок «Дискретная карта линий уровня взаимосвязи биосоциальных признаков человека с композиционно - конструктивными признаками модели» иллюстрирует статью.

На этом графике каждая точка данных (средний ранг) представлена в виде прямоугольной области. Диапазону значений точек данных соответствуют различные оттенки серого цвета. Чем серый цвет на графике темнее, тем большее влияние признаки оказывают друг на друга.

В результате анализа карты уровня взаимосвязи установлена тесная связь пар кластеров: 1 и 4, 2 и 3. Что позволяет сделать вывод о значительном влиянии размеров и формы тела человека на выбор формы изделия, а его психических и социальных признаков, цветового тона - на заполнение этой формы.

Кроме того конкретизирована сила влияния каждого биосоциального признака на выбор признаков модели одежды.

В результате исследования установлено:

- на выбор стилевого решения и рисунка материала большое влияние оказывает темперамент и возраст человека;
- на выбор цвета материала – цветовой тон и темперамент потребителя;
- при выборе формы изделия и её членений необходимо учитывать метрический индекс, форму тела в фас и продольные пропорции частей тела;
- при выборе длины изделия нужно обращать внимание на форму ног;
- на выбор покроя рукава оказывает влияние форма тела в фас и профиль, полнота рук;
- при выборе решения модели в области горловины, застёжки и декоративных элементов нужно учитывать форму и пропорции головы, лица, шеи, а также форму тела в профиль со стороны переда.
Рис. 2 Список сокращений имён признаков, в таблицах и графиках исследования.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Имидж представляет собой многоуровневое послание, в котором имеются и вербальные и не вербальные компоненты. Имидж можно описать признаками телесных характеристик (размерами и формой тела, пропорциями лица и шеи, мимикой лица) и душевных качеств, выраженных темпераментом, привычками, походкой, поведением в обществе.

Из литературных источников (они приведены в комментариях) установлено, что имидж может быть природным и искусственно сформированным. В моей работе рассматривается тот имидж, который дан человеку от природы.

Ранее мы установили, что на этапе проектирования существует проблема формирования имиджа потребителя, путем гармонизации композиционно-конструктивных свойств одежды с обликом человека. А также остается не решенным вопрос, по каким признакам должны быть объединены потребители, для которых создается проектное поле композиционных модулей в рамках технологии, которую я разрабатываю.

Целью данного этапа является всестороннее изучение образа современных женщин и систематизация результатов для использования в технологии синтеза новых моделей одежды. Для реализации поставленной цели необходимо сформировать группы потребителей по принципу единства имиджа.

Для формирования имиджевых групп потребителей проведены социологические исследования. К которым были привлечены эксперты из специалистов в области дизайна, моделирования и конструирования одежды, их характеристика дана в таблице в комментариях.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе эксперту предлагалась серия из 400 фотографий современных женщин. От эксперта требовалось отнести каждое изображение к определенному ряду (группе), по принципу единства стилевого решения в одежде для женщин одной группы. На втором этапе эксперту необходимо было выделить наиболее ярких представителей из каждой группы.

Таким образом, в результате социологического опроса было сформировано шесть групп женщин по 15 ярких представительниц в каждой, их фотографии представлены в комментариях. В наименовании имиджевых групп (типажей) была использована терминология, которую применяют при обозначении стиля в одежде.

Выделены следующие типажи:

элегантный,
женственный,
деловой,
молодежный,
кантри,
спортивный.
В работе в качестве «языка тела» приняты важнейшие мимические явления на лице. Эти явления - складки, морщины, форма и впечатление от глаз, рта, наклона шеи и др. - нам позволили описать и изучить имиджевых группы потребителей, о которых я говорила в предыдущей статье. Ниже приведены основные мимические явления на лице с кратким толкованием, а литературный истрчник дан в комментариях.

Складки на лбу. Движение мускулатуры лба тесно связаны с активностью глаз и в основном ею определяются. Горизонтальные складки неизбежно образуются при максимальном раскрытии глаз: при испуге, удивлении, неверии, важничании, высокомерии, надменности. Вертикальные складки над переносицей являются явным показателем духовно фиксированной воли. Они проявляются при сконцентрированном размышлении, решимости, упорстве, возбуждении, гневе, выполнении трудной физической работы. Одновременно вертикальные и горизонтальные переходящие друг в друга складки – верный признак какой-либо внутренней «нужды», страданий и беспомощности, бедственного внутреннего положения.

Степень открытости глаз. Слишком широко открытые (вытаращенные) глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Когда хотят получить максимум стимуляции. Полностью открытые глаза показывают открытость, высокую восприимчивость чувств и рассудка, постоянное безоговорочное восприятие мира, общую живость. Прикрытые, «занавешенные» глаза - окружающее касается человека лишь одной своей частью, другими же - нет. Душевная и намеренная инертность, слабость побуждений, равнодушие, покорность. Прищуренный взгляд – высокая степень духовной концентрации на чем-то совершенно определенном, однако возможны коварство и хитрость.


Взгляд. Твердый взгляд – уверенность в себе, сознание своих сил и возможностей, однозначная устремленность к цели. Спокойный взгляд – спокойно-уравновешенно отдаваться поступающим впечатлениям, соответствующая душевная установка. Живой взгляд – сильная, часто заметная как любопытство заинтересованность, двигательная активность.


Носогубная складка. Если она заметно глубока, это результат особенно интенсивного постоянного напряжения мускулатуры при речи, смехе. Одинаково глубокая по всей длине складка говорит о превышающий средний уровень энергии, жизненной силе, выносливости – это «складка интенсивности». Глубокая только в верхней части «страдальческая складка» – «сверхчувствительность», недовольство, противоречивость, пассивность.

Рот. Впечатление, которое он производит. Пухлый – увеличенная жизненность чувств, «чувственность». Мягкий – увеличенная чувствительность, типично для женщин (нет проработки губ «тугой» мускулатурой). Острый (точно вырезанный) – интеллектуальность, то есть развитие личности в целом при господстве интеллекта. Твердый – сильные волевые качества.

Направление уголков рта. Оттянутый назад и приподнятый уголок рта: в целом позитивное отношение к жизни. Опущенный или оттянутый вниз уголок рта: в целом негативное отношение к жизни. В частности: расслаблено-свисающие уголки губ при расслабленном рте – общая невеселость настроения, нехватка оптимизма, склонность к спонтанным поступкам и быстрому разочарованию; напряженно-опущенные уголки губ при напряженном рте – активно-негативная позиция, злость, пренебрежение, насмешка.

Посадка головы. Полностью поднятая (выпрямленная) голова: уверенность в себе, самосознание, внутренняя свобода, склонность к открытому и уверенному взаимодействию с миром. Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова: самопревознесение, высокомерие, личностное дистанционирование, критическая бдительность. Запрокидывание головы назад: желание деятельности, вызов по отношении к другим, соответственно – смелый, импульсивный, ищущий господства из-за самопревознесения. Склоненная набок голова: отказ от собственной активности, полная открытость собеседнику, внутреннее участие, покорность.

На следующем этапе исследования имиджевых групп женщин оценивалась степень зависимости между табулированными переменными. Для этого использовали коэффициент корреляции гамма. Результаты вычислений представлены в таблице, иллюстрирующей этот пост.

Анализ коэффициентов корреляции гамма показал: существует очень тесная связь между признаками, описывающими параметры тела (коэффициенты корреляции от 0,7 до 0,9), природа этой связи понятна, она обусловлена физиологическими и анатомическими особенностями человека. Тесную связь между признаками телосложения и душевных качеств можно объяснить физиологическими процессами (с возрастом складки на лбу, и носогубная становятся отчетливее, у полных женщин это складки подчеркиваются подкожно-жировым слоем). Присутствуют в таблице и условные корреляции, когда обе величины коррелируемы с некоторой третьей величиной (связь рассматриваемых складок с пропорциями лица и шеи объясняется тесной связью последних с метрическим индексом).

Присутствуют корреляции пар признаков (наклон головы – форма тела в фас или рот и наклон головы и др.), которые можно объяснить только наличием некоторой величины, не введенной в исследование, с которой связаны рассматриваемые признаки. Этой величиной (признаком) является типаж человека. Что подтверждает эффективность деления женщин на группы по признаку единства имиджа.

Сокращения названия признаков в таблице:

Метр.инд - метрический индекс (рассчитывается как Ог3/Р).
ФТ-фас – форма тела в фас (верхний, нижний, равновесный тип).
Ф-лица – форма лица
П-лица – пропорции лица
Р-шеи – размер шеи
Цвет-тон – цветовой тон
Возраст – возрастная группа
Склд-лба – складки на лбу
Откр-глаз - открытость глаз
Взгляд – взгляд
Склд-нос – носогубные складки
Рот – впечатление производит рот
Угол-рта – направление уголков рта
Накл-гол – наклон головы.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website